Отдай малое, чтобы взять большое.
Оборона острова Окинава (командующий генерал-лейтенант Усидзима) в 1945 году – хороший пример такого приема. Остров Окинава – одноглазая крепость, но с достаточно большим количеством камней, чтобы захотеть забрать ее (снять эти камни в крышку в языке доски и камней). В чем расчет японского генерального штаба? Использовать остров как приманку, и втянуть противника в бой за нее? Историки сделали вывод, что именно в этом заключался замысел. Под видом снабжения (деблокады, эвакуации гарнизона) нанести сильный удар по американским военно-морским силам, ведущим осаду острова. Таким образом, американское опреативное командование окажется перед сложным выбором – проводить осаду, в соответствии с намеченным планом или постоянно изменять план по мере ввода в сражение новых японских сил. Здесь может образоваться питательная среда для оперативных и тактических просчетов. Близость острова к метрополии делает японские связности гораздо более короткими, чем американские.
Итак, остров – приманка. Гарнизон – жертва. Его задача – сопротивляться как можно больше, не растрачивая резервов на оборону территории. Задача – оборонять «время». Что ж, надо признать, что генерал Усидзима сделал все возможное в этой ситуации. Он держался до конца. 82 дня! С 1 апреля 1945 года по 22 июня 1945 года. Обе стороны потратили на эту операцию самое большое количество сил и средств в тихоокеанской войне. Японский гамбит сработал, но переломить общую ситуацию не смог. Япония, одна сражаясь против нескольких десятков государств, таких как США, Англия, Китай, Австралия, Франция, была вынуждена подписать акт капитуляции в августе 1945 года.
Так чей в итоге гамбит, ребята?
Если же предположить, что японские планы могли быть разгаданы (дешифрованы, вычислены) американской стороной, то операция выглядит как американский гамбит. Осада Окинавы – наживка, с целью выявить и выманить японские ударные силы. Что же еще есть в резерве кроме смертников, линкоров класса Ямато, «живых» торпед? А несколько сотен морских миль от метрополии – это довольно приличное расстояние, чтобы перехватить неизвестные ударные силы.
Го учит видеть! А ведь это хорошая задача из средней стадии игры. Задача на большое и срочное место. Двухкаменная фора. Первая зарисовка. Обычный путь игры для черных и белых. Путь – без риска и стратагем.
Вторая зарисовка предлагает нам прекрасный гамбит, в котором окруженный черный камень в правом верхнем углу – это Окинава (заметьте! Гарнизон острова еще не уничтожен, он еще может остаться в живых, время его жизни – один темп, но этот темп еще надо иметь!), слева, два белых окруженных камня в лавине черных камней – это потери американской эскадры в противоречивой борьбе на два фронта: против острова и против ударных сил. Сил, которые совершенно не ставят перед собой задачи деблокады. Это японский гамбит.
Эта же зарисовка годится и для американского гамбита. Тогда – камень черных справа – это повреждения ударных авианосцев, линкоров, потопление нескольких транспортных и экскортных кораблей волкруг Окинавы (некоторые корабли и экипажи можно успеть спасти!). Камни белых в густой сети черных – это линкор Ямато, корабли ударной эскадры, последние танкеры-заправщики императорского флота, потопленные со всем экипажем ударами американской авиации, «ждущей их на этом варианте».
ПРИМЕЧАНИЯ
«Эта диаграмма также вызывает в моей памяти пилотов-камикадзе, отчаянно сpажавшихся во Втоpой Миpовой войне. Многие из них были всего на семь-восемь лет стаpше меня, и все они хотели отдать свою жизнь на благо Японии. Должно быть, некотоpые из них коpотали вpемя пеpед своим последним отчаянным вылетом за доской для Го и, возможно, некотоpым в своей последней паpтии удавалось pазгpомить «гнездо жуpавля».
Hесомненно, эти пилоты находились в позиции, похожей на «защелку» – их тела и их самолеты символизиpовали камни, жеpтвуемые в Го. Они веpили, что своей смеpтью обеспечат Японии великое будущее. Я убежден, что их утешала мысль о том, что своим добpовольным участием в смеpтельной атаке камикадзе, этим осмысленным самоубийством, этой жеpтвой они служат своим семьям, своей стpане.
В смеpтельных миссиях камикадзе пpинимал участие также и Импеpатоpский Военный Флот. Лейтенант Йосида Мицуpу описывает геpоические и вместе с тем тpагические последние часы линкора “Ямато”. Йосида был на борту “Ямато” в его последней миссии камикадзе, на Окинаве 6 апpеля 1945 года в 16.00. “Ямато” имел запас топлива лишь на половину пути и вовсе не имел пpикpытия с воздуха. Это было чистой воды самоубийство, столь же патетическое, как последняя попытка динозавpов выжить в меняющейся и вpаждебной сpеде. “Ямато” затонул в 14.23 на следующий день. Йосиду выбpосило в моpе с серьезным pанением в голову. К счастью, он был спасен пpотивником. И его спасение, и способность воспpоизвести события тех дней – все это граничит с чудом. В день пpинятия Японией условий капитуляции по pешению Потсдамской конфеpенции Йосида за один день написал “Последний миг линкора “Ямато”. Ему было всего лишь 22 года, он был бывшим лейтенантом разгромленного флота, но его геpоическая истоpия глубоко поpазила pазбитые и отчаявшиеся сеpдца японцев. После выхода в свет окончательного издания в 1952 году (все пpедыдущие подвергались цензуpе) Йосида сосредоточил свои усилия на восстановлении японской экономики. Достигнув поста в Совете диpектоpов Банка Японии, он умеp в 1979 году в сpавнительно молодом возpасте. Йосида стал одним из национальных геpоев для подрастающего поколения. В конце 136-страничного военного репортажа он задает извечный вопрос:
В откpытом океане, в 200 морских милях на севеpо-запад от Токуносимы, с pевом затонул“Ямато”, а его гигантский коpпус разорвало на четыpе части. Глубина: 430 метpов.
3000 тел, утонувшие и потеpянные, и поныне там. Что остается сейчас в их сеpдцах от той катастpофы?»
Ясуюки Миура, Го и восточная стратегия бизнеса. Yasuyuki Miura Go: An Asian Paradigm for Business Strategy
Хроника Второй Мировой войны.
Императорские сухопутные силы имели на Окинаве около 100000 человек, из которых 67000 являлись служащими регулярной императорской армии, а остальные — военнослужащими военно-морских сил и призванными в армию местными жителями. Командующий японскими силами на Окинаве генерал-лейтенант Усидзима организовал защиту острова в соответствии с господствовавшей тогда в Японии тактической доктриной. Жители Окинавы, которые не служили в вооруженных силах, были отправлены в Японию или переселены в северную часть острова. Главные силы заняли оборону в южной части острова, северо-восточнее Наха, на местности, изрезанной крутыми высотами и узкими лощинами. Оборона позиций была усилена установкой поддерживающих друг друга артиллерийских орудий, прикрывавших все подступы, а также созданием между всеми дотами, пещерами, блокгаузами и другими укрепленными точками траншей и подземных ходов сообщения. По приказу Усидзима на протяжении всего периода подготовительных огневых ударов американских сил японские орудия молчали, чтобы не раскрыть своего расположения. По его же приказу не следовало расходовать силы в попытках остановить продвижение десанта на плацдарме, который, как он правильно определил, должен находиться на западном побережье севернее Наха. Общий план заключался в том, чтобы обороняться как можно дольше, изматывая силы противника на суше и на море в течение длительного периода главным образом действиями авиации.
Гамбит
Брокгауз и Ефрон, словарь
Гамбит, шахм. жертва фигурой в начале игры для приобретения выгодного положения…
да круто! даже не прочитал всё сразу. Очень плотный хороший текст.