Когда я поднялся в актовый зал японского посольства на весенний банкет «Вкус Японии» премьер-министр Японии Синдзо Абэ завершал мысль о том, что такое традиционная японская еда и почему её название начинается с иероглифа ва.
Как человек любящий знание, а особенно интересующийся словообразованием, я превратился в слух. Слуху мешал лишь мой плохой японский и хорошее японское сакэ, которое не минуло меня на входе. Конечно я разобрал не всё, поэтому – очерково.
Как вы конечно же знаете в японской еде главное – стать, спокойствие и умиротворение. Премьер-министр, по его словам, привёз в Москву лучшее, что есть в Японии на тему еды и лучших поваров страны Восходящего солнца. Тут совсем не ручаюсь за качество перевода, но был тезис о том, что сам он такого в Японии не ест – слишком дорого. Из еды на приёме были представлены в малом зале – два вида роллов, один из которых напомнил знаменитый в Москве ролл Калифорния, китайские пельмени, шашлычки из свинины. Главный зал радовал публику салатом из водорослей, гребешками, мясом некрупного краба, розеточкой дайкона и двумя видами суши.
За суши стояла очередь человек в тридцать, гребешки были резиновыми и сухими, и я искренне удивляюсь мастерству повара, которому удалось так загубить гребешки. На десерт был сок из риса и сок из кукурузы. Сок из риса – рекомендую. Он маслянист и необычен. Сок из кукурузы – классическая кухня бедности. Из напитков на приёме были представлены 20 видов сакэ, один вид японского виски, один – бренди и пиво кирин, выпущенное в Мытищах.
Мытищинский кирин и бренди я решил не дегустировать, 12-летний японский односолодовик ободрал горло, а вот сакэ – это было конечно спето. Два вида нефильтрованного сакэ, моё любимое сакэ из префектуры хиросима (ударение на каждый слог!), в общем мне было чем закусить знаменитые роллы.
Премьер министр Абэ порадовал. Даже в 40 сантиметрах не чувствуешь этого человека в хорошем смысле этого слова. Ни он, ни его небольшая свита не подавляют, не оттесняют и не нажимают на горло. Они быстры и мягки. У Абэ-сан прекрасное ва. Он прямой и тонкий. И в заключении обзора – немного он рисе. Ведь рис, как и хлеб – всему голова.