Ни по правилам Го, ни по этикету, взять ход назад нельзя.
Есть историческая партия, в которой один из японских мастеров Го совершил действие на один перекрёсток дальше сферы влияния своих камней. Его противник моментально воспользовался этим и поставил камень на отрезание зарвавшегося камня. Возникла стратегическая развилка, на обдумывание которой первый мастер израсходовал большую часть своего лимита времени. Решений было два – либо ввязаться в тяжелейшую борьбу в ситуации, где у его цвета не было правды, либо признать ошибку, отказаться от своего камня (перестать поддерживать его своими дальнейшими действиями) и гарантированно проиграть на этом партию. Таким образом ошибка была из тяжёлых и стоила игры. Мастер принял решение отказаться от камня и перестать инвестировать в него как в лидера отряда, и камень оказался отрезан и забран неприятелем. Удивительно в этой истории то, что победа оказалась за ним. И когда его потом спрашивали, чем он может это объяснить, он ответил, что объяснение может быть только одно – правдивость его собственных действий помогла ему, и игра усилилась сама собой. Какая отсюда мораль? Го, как впрочем и жизнь, дают нам возможность совершения ошибок, но признание ошибок и исправление их, дают нам ещё больше возможностей!
Я опубликовал эту запись в своём facebook 9 марта этого года, понравился комментарий Бориса Кагарлицкого: «Очень мудрая история, почти притча. Но очень трудное решение для политика. Почти невозможная. Исключений единицы. Однако то, что невозможно для одного политика бывает возможно для государства в целом. Тогда жертвуют конкретным политиком (как этим камнем)».
Как я понимаю, Кагарлицкий в Го «не играет», но ассоциация про камень говорит о том, что он сразу понял о чем идет речь, да ещё и язык Го.
Ответил так: «Если бы мы начали Стратегическое Го в середине девяностых, а не в середине двухтысячных, то успели бы ознакомить с этими идеями политиков. А не только часть бизнес-сообщества».