Так получилось, что первые 100 партий Го в моей жизни были форовыми. Более того, они были сыграны на высшей форе – 9 камней. Все они были мной запротоколированы, разобраны и подшиты в книжечку вместе с разбором. Никак иначе Го не могло для меня начаться, так как я воспринимал Го не как игру, а как образование. Все эти игры датированы 93-94 годами. Но вот что интересно, читать и понимать свои партии я не мог. Я садился, выставлял на доску 9 камней, а затем погружался в пучину нелогичности, непоследовательности и неэффективности. И я не понимал, что я могу вынести из этой пучины, и зачем мне из неё вообще что-то выносить. И только через много лет я понял, что это от отсутствия ключа. И ключ этот был не во мне. Он был вовне. Под половичком чужой двери. Но самое поразительное в этой истории, что этот ключ действительно существовал. И с его помощью я могу брать свою партию любой степени давности и изучать через неё такие вещи как логика, последовательность и эффективность. Ещё момент. Ключ, о котором я говорю, не учебник. И не тетрадка с написанными кровью учителя формулами. Ключ этот просто отпирает какую-то дверь. Эта дверь находится внутри нас. Где-то очень глубоко внутри. И она, эта дверь, может быть заперта. Всегда заперта.
При этом разбирать сыгранные партии такая же мощная вещь как перепросмотр жизни от Карлоса Кастанеды. Но большинство игроков считает, что эту важнейшую практику можно заменить послепартийным междусобойчиком. Это когда двое говорят другу друг примерно следующее: «Ну вот тут ты мог меня уесть!», а другой ему «а вот тут ты меня!» «Неужели?!» «Да я всю дорогу боялся, что в ты в этот пункт походишь!» «В какой пункт?» «Да вот туда» «Да у нас так не было в партии!» «А я тебе говорю – было!»
Качественный разбор собственных игр способен заменить теорию. Особенно, когда нас научили понимать теорию как набор стандартов. И тут есть развилка. Можно разбирать игру в стиле: «Вот смотрите, вы играли так, а принято так». И я даже допускаю, что такой стиль разбора профессиональный стиль. Но путь любителя, а особенно человека, который собирается применять Го в своей деятельности или для самоизучения, отличается от пути игрового профессионала. И ему важнее знать не про то, что «так не играют», а про то, что ему изменить в себе ради получения других результатов. Миура-сэнсэй в книге «Го и восточная бизнес-стратегия» выделяет три основые игровые беды: нелогичность, непоследовательность и неэффективность. Последнее из этой тройки легче всего показать и доказать. А вот с первыми двумя приходится сражаться. Деблокируя этот уровень, мы накалкиваемся на главные черты человека. Черты, которые отвечают за самое сильное сопротивление любым изменениям.