В Го играют камнями. Все камни равны, пока они в чаше. Камня с короной в чаше нет. Но на доске камни теряют равенство. Один камень в глазах своего полководца-игрока может быть сверхзначим. Позже, на разборе игры, сэнсэй объяснит игроку, что камень лишь казался камнем стратегической ценности. А по факту был камнем, на который надо было наоборот – ловить противника. Сдавать его с небольшой группкой камней-охранников и на этом обходить своего партнера, выигрывая темп и добиваясь стратегического превосходства. О чем этот пример? О том, что в Го автократический стиль игры – метод слабых и идейно отсталых игроков. Игрок стратегического склада способен разыграть любой камень. Это не подстава камня. Камень – самурай. Любой камень в правильном Го – самурай до мозга своих костей. Он готов погибнуть за свой цвет. А не цепляться за свой перекрёсток, свою судьбу и свою жизнь. Где же демократия, спросите вы? Демократия – это технология. Когда в знаменитом походе 10000 греков враги вызвали 10 греческих стратегов и умертвили их, армия греков не распалась и не разбежалась по оврагам. Она стала собранием и выбрала из своих рядов новых 10 стратегов. Простым голосованием. И греки выжили. Без еды, без дорог, в окружении вражеских стрелков и кавалерии, 10000 греческих гоплитов дошли через горы Малой Азии по берега Чёрного моря. И сели на греческие корабли. У демократии есть лишь один минус. Эта технология требует мозгов. Требует времени на обучение. Требует теории и практики.
Примечание 1.
«Ана́басис» (др.-греч. Ἀνάβασις — букв. «восхождение»), или «Отступление десяти тысяч», — главное сочинение Ксенофонта, в котором он описал отступление десяти тысяч греческих гоплитов из Месопотамии на север к Трапезу после злополучной битвы при Кунаксе (401 год до н. э.)