Я постоянно пребываю в поиске наиболее верной формы соревнования по игре Го. Соревнование должно приносить пользу, радовать человека, а также радовать глаза организатора и зрителей. В мире на сегодняшний день известен единственный тип соревнования по игре Го – соревнование в индивидуальном рейтинге. Эта форма, подобно кукушкиному птенцу, вытеснила все остальные, более того она вытеснила из сознания организаторов все творческие проявления на эту тему. Индивидуальный рейтинг хорош не всегда и не для всех. Как например быть с теми, кто примет участие в соревнованиях единственный раз в жизни? Для тех, кто хочет и готов познакомиться с Го, но не собирается посвящать этой игре своё время и свою жизнь? Я понимаю, что некоторые организаторы ответят так: «да и не нужны такие люди в Го». Эта точка зрения понятна. Но эта точка зрения «внутри Го», она удобна для тех, кто не собирается ни расширять свою нишу, ни как либо взаимодействовать вовне её. Тема соревнований важная, и поэтому я собираюсь сделать целую серию публикаций. В данной заметке размещены ролики с соревнования, проведённого вчера в Московской школе управления Сколково.
Задача командира – сплачивать свою команду, следить за выполнением ролей, быть готовым прикрыть слабое место в любой роли.
Задача игрока – играть против игрока другой команды, соблюдая правила Го, набирая игровой опыт и навыки.
Задача аналитика – вести запись игры, на основании которой группа может предложить полезные изменения в целях улучшения результата.
Задача команды – показать качественную игру, согласованность действий, доказать своё конкурентное преимущество.
Посмотрите, как интересно проходит обсуждение и выбор действия на доске. Сколько новых смыслов находят осваивающие игру. При этом люди соревнуются друг с другом!
Вмешательство судьи должно быть корректным и кратким. Судьи не должно быть много, лучше чтобы его не было видно совсем.
Команды ведут не только соревнование и но запись всех своих действий на доске. Поскольку запись ведут обе команды, то судья имеет полностью объективную картину и всегда может обосновать любое решение.
Может имеет смысл отказаться от самой идеи соревнования? Изменить формат мероприятия. Допустим, организовать не соревнование (турнир), а фестиваль. В рамках фестиваля каждый играет с каждым, а потом разбираются самые замечательные игровые ситуации. В этом формате никто не победил и не проиграл. Во всяком случае, каждый сам для себя считает (или не считает) свои победы, и эта статистика частная и не доступна, нигде не фиксируется.
То есть успех не в количестве побед или силе игры.