Дзен, демонстрация духа, грубость нравов или что-то другое?

Дзен, демонстрация, грубость нравов или что-то другое?

Дзен, демонстрация, грубость нравов или что-то другое? Спящий самурай.<br />
Акира Куросава. Цубаки Сандзюро. Отважный телохранитель.

«Не перестаю удивляться мастерству Акиры Куросавы.

В одном из его фильмов есть замечательный эпизод – главный герой-самурай в исполнении Тосиро Мифуне восседает скрестив ноги на бльшом гобане на ножках и поучает молодых самураев, как тем одолеть сильного врага. Точнее он больше сидит молча и думает.

Ирония заключается в том, что герой Мифуне олицетворяет собой не традиционный подход к решению ситуации и с одной стороны присутствующий гобан говорит про мысль и место стратега (на гобане :) ), а с другой, если взять Го как концентрацию традиционного подхода, герой попирает (в прямом смысле) традицю и форму. В итоге герой ловко но на грани фола обманывает противников и побеждает.

Такой герой-самурай очень характерен для творчества Куросавы. Самурай не напыщенный и разряженный, бряцающий дорогими ножнами (камнями?), Но человек глубоко недолюбливающий излишний формализм и в то-же время с чистым сердцем, отчетливо чувствующим не справедливость».

Правда о развитии России с помощью игры Го. Го от Акира Куросава. Автор Shigeru

Дзен, демонстрация, грубость нравов или что-то другое? Спящий самурай.<br />
Акира Куросава. Цубаки Сандзюро. Отважный телохранитель.

У меня опять получились одни вопросы.

1. Что позволено Мастеру?
2. Что позволено тебе, когда ведешь бой не на жизнь, а на смерть?
3. Что позволено тебе, когда защищаешь жизни дорогих тебе людей?
4. Что позволено, когда обстоятельства перевели тебя в другое измерение – измерение жизни-и-смерти?
5. Может ли Мастер быть вообще без меча в руках?

6. Может действительно дух искусства И-Го неотделим от духа воинских дзюцу?
7. Сесть с мечом на гобан – это взять гобан с собой? Куда с собой? С собой в реальный мир? Туда, где пот, боль, правда и искренность?
8. Просто так на гобане не уснешь, ведь так? Ведь это неудобно?
9. Нет ли ощущениея, что этот гобан – старый знакомый самурая?
10. Чашка с сакэ многократно усиливает данную сцену. Эффект умножен. С какой целью?

Просмотров: 21 012
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

0 комментариев: Дзен, демонстрация духа, грубость нравов или что-то другое?

  1. sever говорит:

    9. Нет ли ощущениея, что этот гобан — старый знакомый самурая?

    есть ощущение, что это его союзник

  2. Shigeru говорит:

    1. Быть эксцентричным, но за этим должна стоять большая внутренняя дисциплина. Если посмотреть фильм, то видно, что масте четко чувствует границы.
    2. Или жить или умереть.
    3. Нельзя НЕ защитить, но можно не выиграть. Тут приоритет очень четкий.
    …..
    7. Гобан – место силы ? (если по Кастанеде)

    10. Для мастера уже нет разницы – меч, чашка саке, гобан. Он все окружающее вплетает в картину мира. Посмотрите, как усилен эффект сцены полосками на татами и стенкой из самураев. А он сидит – эксцентричный, иронизирующий, неожиданный и ОЧЕНЬ убедительный. Он – тесудзи?

  3. автор говорит:

    «есть ощущение, что это его союзник»

    да, действительно есть такое ощущение

    «Он — тесудзи?»

    Тэсудзи – это коан или ответ на коан? Где-то здесь, да? Мастер – тэсудзи. Да, но в другой, более сложной игре. Про стенку самураев – обратил внимание. Они демонстративно хороши. Если бы они валялись вместе с ним – все. Вся сцена разрушена. Так?

  4. Shigeru говорит:

    «Он — тесудзи?»
    Да, я хочу сказать что Он скорее ответ, решение. Про стенку – совершенно в точку, именно об этом и думал. Композиция кадра безупречна и по графике и по сути. Куросава очень ироничен и очень глубок. Пошел пересматривать все его фильмы.

  5. Antarex говорит:

    Может, речь о том, что побеждает тот, кто видит в основе пустоту, а не камни?
    Что концентрируясь на внешнем, можно потерять суть? Когда же внешнее не искуственно-формально, а естественно, то суть выявляется ярче и помогает найти единственно верное решение?

    вот такие мысли, может, и не совсем в тему

  6. КоCтен говорит:

    Дзен – не искусство сидения на гобане. Дзен – отсутствие ума.
    Если мы видим самурая сидящего на гобане – это не дзен.
    Когда нет ни самурая ни гобана – это очень близко к дзен, но и это еще не дзен.
    Дзен нельзя искать в фильме или в режиссере – это бесполезная попытка.
    Дзен вообще не нужно искать и невозможно находить.
    Единственное, что можно сказать о Дзен – это великая тайна. Впрочем, о любви евангелисты говорили то же самое: «Тайна сия велика есть».
    Только не подумайте, что дзен и любовь одно и то же)))) Или не дай Бог не подумайте, что это разные вещи))

    мастер БуДо и дзен